Корректировка пробега в Москве. 8(967)219-02-99
8(977)408-56-88

Ремонт блоков управления двигателем

Замена и адаптация электронных блоков управления автомобиля

В современных моделях автомобилей часто возникает проблема с заменой электронного блока управления. Сам блок управления не так часто выходит из строя. Как правило, виной всему бывают отсутствия контактов и прочие мелочи, но для начала стоит выяснить, что это такое и как он работает.

Электронный блок управления (ЭБУ) это мозговой центр автомобиля и средство связи с базой данных завода – производителя. От корректной и бесперебойной его работы зависят практически все системы автомобиля. Согласованность действий системы зажигания, тормозной системы, системы подачи топлива, охлаждения двигателя, стабильности холостого хода. Огромную роль ЭБУ играет в возможности и качестве проведения диагностических работ. Переоценить стабильность его работы попросту невозможно.

Для выполнения блоком управления автомобилем всех своих основных функций качественно и без аварийных сбоев, необходимо соблюдать некоторые условия, обеспечивающие его полную работоспособность. 
Все необходимые датчики для снятия информации о состоянии систем и механизмов автомобиля должны быть в безупречном рабочем состоянии. Они должны бесперебойно и вовремя снабжать ЭБУ необходимыми данными для управления остальными периферийными системами. 
Напряжение бортовой сети автомобиля должно соответствовать норме, указанной заводом – изготовителем. Напряжение должно быть обеспечено бесперебойно и в соответствии с требованиями ЭБУ.
Все системы и подсистемы автомобиля должны предоставлять электронному блоку управления возможность оперативного влияния на их работу.

Причины неисправности

Когда возникают подозрения в адекватности поведения ЭБУ, первым делом возникает желание его отремонтировать. Поскольку блок управления является очень сложным и технологически тяжелопригодным для ремонта, то специалисты склоняются не к ремонту, а к полной замене этого важного элемента. В условиях среднестатистического СТО такие работы провести практически невозможно. Для этого требуется масса дорогостоящего оборудования, измерительных приборов высокой точности, компьютерного оборудования, настроенного специально для ремонта или замены, адаптации электронного блока управления. К тому же, к компьютера тоже выдвигаются высокие требования, так как программное обеспечение, необходимое для адаптации ЭБУ подходит далеко не к любому ПК.

Нередко встречаются случаи, когда даже опытные механики обвиняют ЭБУ в причине неполадок в работе той или иной системы автомобиля. Это не всегда так. Чаще всего выходят из строя именно те узлы, о которых сообщает ЭБУ. Или же многочисленные датчики и сканеры, которые отвечают за качество информации, подаваемой на блок управления. Конечно, в таком случае замена блока управления электроникой ни к чему хорошему не приведет. Только к потере времени и бесполезной трате средств.

Чтобы проверить блок управления на работоспособность, существуют специально разработанные диагностические станции, которые представляют собой комплекс устройств для диагностики и коррекции ЭБУ. Такое оборудование подключается к блоку управления и начинает проверку всех входящих и исходящих цепей. Только такие устройства могут выдать данные, на основе которых специалист может судить о работоспособности электронного блока управления. Даже после того, как диагноз точно поставлен, необходимо выяснить причину выхода из строя ЭБУ для предотвращения поломки в новом устройстве. Обстоятельства выхода из строя электронного блока управления должны быть обязательно выяснены. Дефектные периферийные системы должны быть тщательно продиагностированы и все подозрительные узлы должны быть заменены на новые. Только при таких условиях новый ЭБУ сможет работать эффективно и долговечно.

Причины выхода из строя электронного блока управления могут быть разнообразными. Самыми основными можно назвать:

• Короткое замыкание, неравномерное перераспределение и скачки в бортовой системе автомобиля, аварийная подача высокого тока на сеть соленоида.

• Повреждения механического характера вследствие повышенной вибрации, влияния агрессивных сред, сильного удара.

• Последствия коррозии после намокания участка.

• Перегрев ЭБУ.

Самым сильным фактором, влияющим на работоспособность ЭБУ, является влага. Непосредственное попадание воды на блок управления может привести к полному выходу из строя устройства. Пары влаги, попадая внутрь корпуса, могут вызвать окисление и, как следствие, короткое замыкание на входных или выходных цепях. Это в свою очередь может повлиять на функциональность периферийных датчиков и устройств, что приведет к неминуемому сбою системы. 

Важно устранить любые дефекты в цепях соленоида перед установкой нового устройства на борт автомобиля. Не такому серьезному, но тоже существенному повреждению ЭБУ могут способствовать повышенная вибрация и удары. Они могут вызвать трещины и микросколы в деталях печатных плат и в местах соединения, но этот дефект устраняется довольно просто при наличии соответствующего оборудования.

Выбор электронного блока управления

Предлагаемые на рынке ЭБУ устройства очень многообразны. Они могут изготовлены по параметрам определенного автомобиля, определенной модели, и даже по уровню комплектации конкретного автомобиля. Такие устройства почти невозможно отличить друг от друга, так как все они имеют похожие физические параметры и форму. Особым разнообразием не отличаются они и по способу подключения – все коннекторы очень похожи между собой, но распиновка у всех совершенно разная. 

Абсолютно разными они являются и по применяемым в них деталях. Особенности настройки также существуют для каждого вида блоков строго индивидуальные. Без точной настройки и адаптации ЭБУ к конкретному автомобилю такие устройства просто не имеют смысла, так как всю информацию, которую они будут принимать и получать можно считать некорректной. Очень важно максимально точно подобрать ЭБУ под конкретную машину с определенным видом двигателя, комплектацией, годом выпуска, типом коробки передач и тормозной системы, в полном соответствии с электропакетом и иммобилайзером. Иначе работа устройства будет некорректной.

На каждом блоке управления производитель указывает код, по которому и определяют необходимый тип ЭБУ. Когда специалист знает код, с помощью баз данных и таблиц несложно найти точно такой же прибор и успешно его настроить. Но здесь тоже есть некоторые нюансы. Дело в том, что в микросхеме PROM, перепрограммируемом запоминающем устройстве, хранится вся информация о настройках и параметрах автомобиля, а в новом устройстве ее уже не будет. Именно поэтому и необходимо перепрограммирование электронного блока управления. Сам процесс заключается в перезаписи всей информации со старого ЭБУ на новый, с возможностью коррекции. К примеру, коррекцией пробега автомобиля или данных о срабатывании системы безопасности. В самых последних моделях автомобилей вся такая информация может помещаться на флеш-память для удобства адаптации и коррекции.

Советы по замене ЭБУ

Восстановление и адаптация электронного блока управления процесс очень трудоемкий. Обусловлено это тем, что в этих устройствах отсутствуют движущиеся детали, и идентификация поломки не может быть проведена без специального оборудования и специалиста высокого класса с большим опытом работы. Только с помощью такого оборудования, правильно настроенного и протестированного в соответствующих условиях возможна корректная настройка ЭБУ. Процедура тестирования и доводки электронного блока управления может занять достаточно длительное время, потому что количество тестируемых цепей на разных моделях разное, но оно очень велико.

Сложности возникают порой и с тем, что на разных автомобилях ЭБУ могут быть размещены где угодно, иногда в очень труднодоступных местах. Поэтому замена блока сопряжена с многочисленными сборочно-разборочными работами. Вне зависимости от того, где физически находится ЭБУ, за панелью приборов, в моторном отсеке, под креслами или в багажнике автомобиля, перпвым делом необходимо его обесточить. То есть, отсоединить аккумуляторную батарею. Неопытные мастера часто забывают об этом правиле, но к работам с блоком управления можно приступать только после этого. 

После установки нового ЭБУ, аккумулятор подсоединяют снова и начинают тонкую настройку прибора. При этом используются специальные компьютерные стенды, датчики и внешние выносные сканеры, показывающие состояние каждой системы. Выносной сканер необходим также для настройки системы сигнализации и иммобилайзера. Важно четко контролировать при этом каждый параметр, который указан в паспорте блока управления, иначе система может работать со сбоями либо некорректно. Следует также изучить и инструкцию к ЭБУ, чтобы четко знать, какими командами влиять на тот или иной параметр. 

Для полной перенастройки компьютера необходимо знать такие тонкости, как используемый вид топлива. Это необходимо для настройки такой важной системы в экономичной работе элементов обеспечения подачи топлива, как подсистема холостого хода. Длоя успешного проведения этой настройки необходимо совершить тестовую поездку, чтобы ЭБУ настроился на вид потребляемого топлива, а затем зафиксировать этот параметр в электронном виде при помощи компьютерного стенда. 

Электронный блок управления занимается также подачей команд для регулировки и настройки трансмиссии. Если коробка передач автоматическая, то не исключено, что переключение передач будет производиться несколько по-другому. К этому водитель должен быть готов. Каждая из настроек требует некоторого времени для адаптации, поэтому мгновенных изменений после замены ЭБУ ожидать не приходится. Настройка всего компьютера на новый режим управления всеми системами занимает некоторое время. А оценка работы ЭБУ может проходить только после этого.

Наиболее часто встречающимися причинами неадекватной работы электронного блока управления является элементарная нехватка питания. Причин этому может быть много. Начиная от усталостных показателей аккумулятора, дефекты генератора, неправильная разводка заземления. Вполне возможна и такая ситуация, что после установки или адаптации электронного блока управления на приборной панели загорается лампа аварийного срабатывания одной из систем. В случае, если это не является кодом внутренней ошибки ЭБУ, к сожалению это говорит о том, что не все неполадки были именно в нем. А вполне возможно, что и вовсе не в нем. В таком случае приходится проходить полную повторную диагностику для выяснения истинной причины сбоя. Только после ликвидации неполадки можно приступать к настройке ЭБУ снова. Даже самый лучший электронный блок управления не в состоянии правильно работать при неисправных периферийных узлах. А надежная связь со всеми датчиками и сканерами системы позволят электронному блоку управления безупречно исполнять свои функции.

Помимо блоков управления двигателем мы принимаем в ремонт:

  • блоки управления АКПП
  • блоки управления ABS
  • приборные щитки
  • блоки SRS
  • блоки управления грузовых автомобилей
  • любые другие электронные системы авто

Также мы производим покупку б.у. и неисправных блоков управления.

Если у Вас есть вопросы по ремонту блока управления двигателем мы готовы вам помочь ! Мы всегда рядом!